var_r_r (var_r_r) wrote in narnia_winter,
var_r_r
var_r_r
narnia_winter

По дороге на Вавилон я потерял свою башню,
зато встретил столпотворение блудниц, языков и монет.

Нарния для меня – мир особого порядка. Я бы рискнула сказать, что он - один из самых важных. Трудно сказать, чем именно. Может потому, что это воплощенная мечта о волшебной стране, которая доступна каждому, если очень сильно поверить в нее. Может тем, что одна из лучших игр, в которой я участвовала как мастер («Лев Зимой»), была посвящена именно Нарнии. О сюжете нашего проекта можно прочитать здесь



Цитата из Льюиса до сих пор висит в профиле моего ЖЖ и воспринимается как Credo. По сути, это оно и есть:
«Допустим, это мрачное место и есть единственный мир. Тогда он никуда не годится.
Может, мы и дети, играющие в глупую игру, но четверо детей создали игрушечный мир,
который лучше вашей реальной ямы. Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. И буду жить как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии».


Волшебные страны очень жестоки своей недоступностью. Казалось бы - все рядом, протяни только руку, так нет же. Только чудо, только один раз, а если не один - то всегда приходится уходить. А память - навсегда. Когда-то я даже написала законы пребывания в волшебных странах:

Я очень рада, что удалось поехать на проект, который в чем-то является преемником нашего. Другая страна, незнакомые игроки и новые идеи – это всегда очень интересно. Ну и конечно, счастье наконец-то сыграть мою любимую Королеву Орис, которая на «Льве Зимой» была мастерским персонажем – это огромное благо, и я очень благодарна МГ (и особенно, Руско) за предоставленную возможность сделать это.

Королева Дриад, Великая Яблоня Орис - это та-самая-яблоня, которая в самой первой части «Нарнии» дарит мальчику яблоки бессмертия, чтобы он спас свою маму. Она на несколько часов моложе мира. Конечно, она знает и помнит Аслана. Ее яблоки сделали Джадис бессмертной, что послужило поводом для постоянного страдания.

Королева Дриад обладала специфической логикой. Она прекрасно понимала свою роль в ткани бытия, и знала, что спасать этот мир – удел других. Она могла помочь советом и поделиться мудростью, но делать своими руками – не ее стезя. Если обратиться к Проппу – то Орис (как и все нарнийцы) – это не герой, это волшебный помощник.

Больше всего на свете после Аслана, королева Орис любила своего Короля.

Надо сказать, что у персонажа были довольно специфические ТТХ. Помимо умения исцелять, повергать в оцепенение, заставлять говорить правду, а так же не поддаваться панике и заморозке, Орис могла увести любого персонажа кроме Джадис в Страну Аслана и вместе с ним остаться там. Иными словами – подарить ему смерть ценой собственной жизни.

За всю игру я не воспользовалась ни одной спецспособностью.

Хочется сказать спасибо:
Королю Дубу (Альквенаро) за все. Уровень любви, доверия и погружения друг в друга – зашкаливает до небес. Откровенно говоря, это невыносимо))).

Любовь моя, цвет зеленый.
Смолистая тень густеет.
Серебряный иней звездный
дорогу рассвету стелет.
Смоковница чистит ветер
наждачной своей листвою.
Гора одичалой кошкой
встает, ощетиня хвою.
Но кто придет? И откуда?
Навеки все опустело -
и снится горькое море
ее зеленому телу.


Джадис (Лютику) за антагонизм высшего порядка. Я давно мечтала о враге, который на драматургическом уровне является абсолютный партнером. Поразительный контраст между сокрушительной болью, что я сделала тебя бессмертной, невозможностью уничтожить и неким глубинным взаимопониманием – завораживал и повергал в экстаз). Под финал пришлось сурово бороться с неистовым желанием предложить действовать вместе, чтобы спасти эту страну. Я не испытывала к Джадис ненависти и страха. Только сожаление и понимание.
Миссис Бобрихе (Тильберт) за кофе и стойкость, за слова о том, что милосердие выше справедливости, общий алхимический юмор и «Клуб веселых вдов». С тобой готова идти через огонь, воду и медные тигли.
Мистеру Бобру (Драго) за историю с поварешкой, санкам и топором. Оказывается – ты правда существуешь))). Я рада, что познакомилась с тобой.
Лесной нимфе за преданное служение и неимоверные порывы души.
Фавну Тумнусу и минотаврам за антуражность, яркость образов и парнокопытность. Лестар и Мерлин – я ваша навеки. Башар, я рада знакомству.
Кваклю-Бродяклю (как зовут тебя, о прекрасный игрок из Харькова?) за стопроцентное попадание в образ! Я просто млела каждый раз, глядя на тебя. Хотелось все время смотреть на тебя, как в экран, по которому идет интересный фильм))).
Детям – всем без исключения. Вы все были разные, клевые и яркие.
Клаус. У тебя все получится. Нужно просто чуть-чуть больше верить в себя. Мне кажется, что когда из твоей жизни исчезла фигура Фюрера, ты как будто утратил поддержку. Просто вспомни об Аслане. Он – абсолютен.
Анри. Ты был единственным, кто пришел ко мне за Яблоком Бессмертия и получил его. Потому что смог обосновать, что ты хочешь с ним сделать. Ты все правильно понял.
Мария. Когда ты пришла к нам с Королем говорить о своем пути, я преодолела огромное искушение. Больше всего на свете, мне хотелось угостить тебя Яблоком и навсегда оставить у себя в качестве дочери. Конечно, я бы этого не сделала. Но само возникновение подобной мысли показывает, сколько ты для меня значила.
Герда. Мой муж отдал за тебя свою жизнь. Ни у него ни у меня не было ничего дороже. И мы оба об этом не жалеем.
Мастерская группа. У меня есть, за что вас благодарить, и, к сожалению, есть, за что быть недовольной. В любом случае, спасибо вам за ваш труд и за то, что дали нам всем возможность еще раз очутиться в Нарнии.

Теперь об игре в целом.
Мне безумно понравилась стартовая концепция, и еще больше – концепция темного блока. Это было свежо, смело и любопытно. Разработчик концепции «Джадис, которая борется с Зимой» - офигенный молодец. Ничто так не покупает, как идея использовать темную магию против темной магии. И нужно очень хорошо знать теорию ЗОТС, чтобы на осмысленном уровне понимать, в чем косяк))).

Сутки у меня была очень хорошая ролевая игра. Мне было интересно, порой – тяжело, порой – пронзительно радостно, и я не теряла надежды. Видела много сильных эпизодов: часть из них была сделана Джадис, часть – другими персонажами. Было круто работать с детьми, видеть их веру, первые шаги, страх неудачи и попытки преодоления этого страха.

К сожалению, когда я увидела, куда движется все пространство, стало поздно. Инерция была уже слишком велика, и в большой печали я ушла в свой лес и уснула рядом со своим королем. Проснусь ли я когда-нибудь еще? Кто знает.

Суть моей боли составляет комплекс причин. О ряде я скажу здесь, о нескольких – лично мастерам. Хочу сразу отметить, что дальнейшие тезисы не стремятся кого-то обидеть или задеть. Просто я верю в МГ «Дикая охота» и думаю, что они могут делать игры гораздо лучше.

Я ничего не имею против отсутствующих рельс и даже реперных точек. Более того, я не считаю, что мир надо спасать вопреки его желанию на это. Я уверена, что приход Аслана в финале был бы груб, топорен и неуместен. Но есть нюанс.

Нарния - это сказка. В сказке действуют определенные законы, которые определяют жанр. Если законы перестают работать, сказка превращается в нечто иное. Жестокость Нарнии - в неотвратимости смерти. Но при этом, всегда надо помнить, что мир Нарнии существует в христианской парадигме, то есть по базе спасен Хорошими-Парнями-из-за-Моря. Такой мир имеет право на надежду, которая заложена в природе бытия. Если эту надежду отнять – то мы получим антиутопию. Разумеется, надежда может и должна быть испытана трудностями судьбы. Но в данном случае – перегнули. И вместо страшной сказки получилось пространство беспросветной тоски.

Когда дети по канону приходят в Нарнию – весь мир начинает им помогать. Не вопрос, право стать Королями они заслужат позже в битве. Но со старта происходит ряд событий, которые показывают, что ребята не просто так сюда попали, и в них – суть чуда, которое не нуждается в ежесекундных доказательствах. На протяжении всей игры я видела, как на любое действие детей говорилось: «Вы ничего не сделали. Вы ничего не можете. Вы должны нас спасти.» На их аргменты о том, что были разбужены Король и Королева Дриад, что им удалось добыть элементы Стихий, что они получили ту или иную информацию, со всех сторон слышалось равнодушное «Ну и что?».

Честно вам скажу: это было невыносимо. Очень хочу посмотреть на человека, который будет в течение суток слышать о том, что он – унылое говно, и не начнет вопреки себе в это верить. Ок, можно не стать героем войны. Но это еще не значит, что ты – тварь дрожащая и ни на что права не имеешь.

Вторая проблема – это строение квестов. Можно делать квесты двух видов. Первый – это точный математический расчет типа «собери ребус, получишь паззл, собери паззл, получишь медаль». Второй – это свободное творческое решение, которое целиком отдается на откуп игрокам. К сожалению, квест с Вавилоном, по стечению обстоятельств, ставший центровым, был какой-то кадаврической смесью из первого и второго метода. Причем угадать, какая точка квеста решается обвмом, а какая – жесткосюжетным действием – было практически нереально. Вавилон – это невероятно прекрасное поле метафор. И очень грустно, что оно было убито о необходимость искать конкретный ключ и конкретную дверь.

Вначале я думала, что не понимаю какой-то сложности. Так вышло, что в какой-то момент, мой персонаж почувствовал острую необходимость выйти на дорогу в Вавилон сам, потому что жизнь без Короля стала невозможной, и я подумала, что если мы все время учим детей Адама и Евы поступать по велению собственного сердца, то надо самим не забывать про это. Свечи у Джадис мы с миссис Бобрихой добыли минут через пять после возникновения такого намерения. Дракона, который хранил последнюю пару, мы оставили детям, как более простого собеседника. А потом стало ясно, что получить ключ неким нормальным волшебным образом – возможности нет.

Я честно скажу: моя злость на келпи безгранична. У игрока получился хороший образ и яркий типаж, за которым было приятно наблюдать. Но судя по поведению, не было совсем никакого понимания, что если на тебе есть тяжелая сюжетная нагрузка, то ты обязан думать, как ее использовать ВО БЛАГО ИГРЫ, а не ради удовлетворения чувства собственной значимости. Примерно час я наблюдала поведение следующей модели: «Вы без меня ничтожны и не можете справиться ни с чем, но я вам ничего не скажу, потому что вы тупые и ограниченные». Когда уровень моего гнева приблизился к желанию взять кобылу за гриву и утопить в ее же пруду, стало ясно, что ни в какой Вавилон я не пойду, просто потому что внутренний импульс и горение сердца, оказались погашены чужой твердолобостью. И если я услышу аргумент типа «Вы просто не знали, как просить», он учтен не будет, потому что нет ничего более бесполезного, чем квесты типа «тролль убивается только тридцать пятым ударом в левую пятку, но пока вы не ударите его туда – ничего не выйдет».

Свечи я в итоге отдала детям и надеюсь, что они кому-то помогли. Но честно скажу: я видела, как дети бились, как рыбы об лед (да простится мне этот сплав христанской и нарнийской метафоры). Не знаю, можно ли испытать радость от обретения желаемого, когда кроме как лечь в сугроб и уснуть, ты не хочешь уже ничего.

Вообще, есть ощущение, что не хватило еще одного дня для нормального завершения игры. Но это так, к слову.

И последнее. Мне кажется, что было бы очень правильно сделать микроквесты, которые дают победы не над зимой и Джадис, а над конкретными мелкими ситуациями. Пример: средство, которым можно разморозить не все статуи, а одну. Король Дуб, который вернется не абстрактной весной, а для ее приближения (я помню аргумент о том, что дети недостаточно хорошо спели. Но не всем быть Сашей Чеширским, знаете ли). К финалу получилось, что и нарнийские жители и дети терпели потерю за потерей, и все они могли восполниться только с приходом Весны. И в этом я вижу глобальный просос, потому что уровень безнадежности в какой-то момент перешел играбельный край. И началась просто пожизневая тоска.

Мистерия может быть кровавой. Сказка может иметь плохой финал. Но у меня ощущения ни Мистерии ни Сказки просто нет. Увы.

Напоследок хочу сказать, что изложенные мной претензии вообще относятся к вещам очень серьезного уровня. Если бы я считала игру проходной, а мастеров – посредственными, то в принципе не стала бы писать об этом.

Игрокам же хочу пожелать от всей души учиться играть без пожизневки. Я имею в виду не необходимость иногда спрашивать о чем-то мастеров, и не тет-а-тетные диалоги, а громкие и осмысленные вопли типа: "Народ, по-жизни, сколько сейчас времени???!!!!!" Вот вопрос: что мешает спросить по игре? Зачем маркировать и так всем понятный вопрос таким образом, чтобы пробить очередную брешь в очень тонком и хрупком мире, который и так держится только на нашей фантазии?

Однако, Весна придет. Осталось 10 дней.

Слава Аслану!

И еще, хочется передать привет Иосифу Бродскому, когда-то вдохновившего моих друзей и сомастеров Лору Бочарову и Доменику на текст, который я до сих пор считаю одним из самых важных в своей жизни:

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. А есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье - слепота, а чаще – свинство.
(с) И.Бродский
Запомни эти горькие слова,
И не теряй себя до Рождества
.

Есть в мире много поводов для слез,
Есть дети Евы и сыны Адама,
Есть множество ответов на вопрос
О том, как отыскать дорогу к храму,

Есть множество путей познать себя:
Есть Свет. Есть Тень. Есть Истина, есть слухи.
Есть те, кто веселится, жизнь любя,
Есть те, кто от рождения не в духе,

Есть те, кто перестали быть собой.
Есть два холма, и между ними бездна.
Есть трусость, торопящаяся в бой.
Есть ярость, что в итоге бесполезна.


Есть тихий всплеск харонова весла,
Есть смерть и жизнь. И что-то в промежутке.
Всегда есть воплощенный полюс зла.
Всегда добро не связано с рассудком.

Из всех вопросов выбери – «когда?»
Укройся белым снегом, день вчерашний.
На Западе гори, моя звезда,
И освещай оттаявшие пашни!

Пусть это будут вещие слова:
Не потеряй себя до Рождества!

Есть время окончанья января:
Звенят ручьи, текущие с пригорка,
Сияет Ключ – осколок Алтаря,


Им отомкнутся Раковины створки.
Запомни старой песенки слова
И не теряй тепла до Рождества!

Есть мудрецы, что жили сотни лет,
Но знанье их порой дешевле праха.
Кто видел знак на жертвенном Столе,
Тот письмена земли прочел без страха.
Запомни старой песенки слова
И не теряй тепла до Рождества!

Есть раковина с водами внутри,
Жемчужину она хранит до срока.
Гори, звезда над Нарнией, гори,
Покуда Аслан не придет с Востока!

Запомни старой песенки слова
И не теряй тепла до Рождества.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →